Задний бампер с калиткой

Задний бамперЗадний бампер Салон автомобиля потихоньку обживается, а запаска внутри все больше и больше мешает. Вот наконец я все таки сделал калитку и вынес его назад. Пришлось заодно заменить старый бампер, случайно погнутый в бою.

Изучив этот вопрос я решил:

  • калитка недолжна касаться кузова (крепление только на бампер)
  • следовательно бампер делается из настоящего швеллера (а не как в первом варианте из "швеллер гнутый")
  • Швеллер №10 или №12 (под рукой оказался №10)
  • соблюдая правила, запаска не должна закрывать фонари и номерной знак
  • задняя дверь должна открываться (с этим было много засад, но найден компромисс)
  • шарнир крепления калитки к бамперу обязательно на подшипнике
  • замок калитки должен быть простым, надежным и компактным

 

 

Калитка открытаКалитка открытаНачнем с компромисса. Если вешать колесо так, чтоб оно не загораживало фонари, то дверь задка не открывается. Переносить фонари, я счел слишком хлопотным занятием. Значит дверь. Дверь открывается только изнутри, и является одним из АВАРИЙНЫХ выходов. Блокировать ее нестоит. Значит надо сделать возможность открывать калитку изнутри. Собственно я так и сделал. Благодаря расстоянию между запаской и кузовом, есть возможность приоткрыть заднюю дверь. А через появившуюся щель, открыть калитку.

Замок калиткиЗамок калитки

Замок калитки сделал на базе эксцентрика, тот же принцип используют велосипедные зажимы. Только если велосипедные идут с винтом 5..6мм то я выбрал 12мм. На самом деле в магазине других запчастей не нашлось. Кстати про запчасти.

В качестве исходного материала я взял "болт откидной М12" - 3шт, две гайки М12 с тефлоном, Болт М12.

Средний откидной болт - рабочий. Два по бокам служат эксцентриками. К ним приварена труба 1/2" в качестве ручки. И у них сточена одна сторона головки, чтоб когда ручка в положении "открыто" сточенная сторона находилась со стороны гайки среднего болта.

Надеюсь набросок понятный.

Замок  приоткрыт (Фото1)Замок приоткрыт (Фото1)Замок  приоткрыт (Фото2)Замок приоткрыт (Фото2)Набросок хорошо, а фотки лучше.

Белой полоской показано как калитка заходит в зацепление с замком. Замок на фото находиться в положении "открыт". Калитка, закрываясь, наезжает лапкой на наклонную направляющую (на ней лежит белая полоска). Лапка проходит в замок (под квадратную шайбу со сточенным краем). И потом зажимается замком в положении "закрыт".

Замок открытЗамок открытЗамок открытЗамок открытВот еще несколько фоток замка. Положения "открыт" и "закрыт".

 Шарнир калиткиШарнир калиткиШарнир калиткиШарнир калиткиДругая засада это петля. Если делать ее просто на болте - со временем ее разбивает.

Поэтому надо делать на подшипниках. Долго я думал и вот результат. В качестве подшипника взял подшипниковые шкворни от колхозного моста (на подобии Otad'овских, только дешевые). А в качестве  трубы "Втулка ГАЗ-3310, 3309 шестерен вала вторичного 3309-1701155) - 2шт. В эти втулки ответная часть подшипника и слегка приваривается изнутри. И только ПОСЛЕ этого втулки свариваются в одну трубу!!!

В шкворнях что попались мне, было просверлено НЕ сквозное отверстие с резьбой М8. Дорабатываем нижний шкворень: Сквозное отверстие с резьбой М8. Верхний шкворень: Сквозное отверстие диаметром 9..10мм.

А теперь то чего нет на чертеже:  Вся конструкция скрепляется длинным болтом М8 проходящим через верхний шкворень, трубу с ответными частями и в резьбу нижнего шкворня. Таким образом затягиваются (регулируются) подшипники.

Теперь про крепление шарнира. Как видно на наброске, справа идет бампер типа "швеллер".  Я взял еще 2 куска швеллера (по 10см), спилил у них по одной полке и получил угольник со сторонами 5 и 10см. В каждом угольнике (сторона 10см) сделал большое отверстие под шкворень, а в стороне 5см по 2 отверстия 11..12мм под болты М10, которыми прикрутил их к бамперу.

Первый раз вся конструкция была собрана, и шкворни прихватил к угольникам. Разобрал и приварил.

Собрал еще раз. И к трубе из втулок от КПП ГАЗ-3309 приварил трубу 60х30 идущую вдоль бампера - основа калитки.

Задний бампер с калиткой (Фото2)Задний бампер с калиткой (Фото2)Задний бампер с калиткой (Фото4)Задний бампер с калиткой (Фото4) Ну а дальше все просто. На рынке были куплены 2 поворота трубы на 90 градусов, туба квадратная, труба круглая... Все на свой вкус сварить + 3 болта для крепления колеса родными гайками.

На правом фото видно что пришлось добавить еще один упор между основой калитки и бампером. Это не просто упор это еще и дополнительный фиксатор типа папа-мама. К бамперу прикрепил маму, а в основе калитки просверлил сквозное отверстие и вварил в него штырь. Дело в том что мне показалось, что колесо слишком тяжелое и вся конструкция изрядно болтается. Это не люфты, это пружинит метал. Но надо отметить, что эта дополнительная точка опоры ситуацию кардинально не изменила.

Надо сказать, я первое время боялся что калитка может открыться на ходу. Или колесо может отвалиться. Но как показала практика все держится хорошо (3хТьфу). Пришлось подтянуть замок пару раз пока он "притирался". Но даже без подтягивании, держал он хорошо.

Но есть один недочет: бампер и калитку я делал в гараже. И когда примерялся, не мог открыть калитку полностью, т.к. мешала стена гаража. Оказывается, что при открытой калитке, край колеса не дает открыть левую дверцу больше чем на ~85градусов. Придется теперь переносить крепление калитки сантиметра на 4 левее. А чтоб колесо при этом не закрыло фонари и не переносить замок калитки, придется удлинить основу калитки на те же 4см. Жаль, что при этом испортиться вид.

 

Недурно!

Весьма интересно, спасибо!

Весьма интересно, спасибо!

Недостатки конструкции

Оказалось, что вес колеса, постоянное раскачивание автомобиля и корозия способны разломить литой угольник толщиной 5мм.

На днях, сломался угольник приваренный к основе калитки и входящий в замок-зажим. Сломался по месту "изгиба". Я еще понимаю, если бы сломалось одно из мест сварки, а тут литая часть.

Еще проступила ржавчина в месте верхней сварки правой гнутой трубы (90град), та что на фото "Задний бампер с калиткой (Фото2)"

Подробные фотки после устранения недостатков конструкции.
Смотри тут Доработка замка калитки

Отличный материал

Спасибо отличный материал

Задний бампер с калиткой

Молодец, добротно получилось, эстетично и аккуратно. Спасибо за идею со шкворнем.
С уважением, Александр.