Дорога в Крым

Как известно, дорога в Крым начинается с Варшавского шоссе. Сразу за МКАД прямо на асфальте вы читаете огромную надпись: М2 «КРЫМ». Достаточно один раз преодолеть по этой трассе 1500 км до теплого моря, чтобы эта надпись вызывала сладкое волнение, даже если на этот раз вы собрались не далее Серпухова. Жаль, что сейчас она почти стерлась.

Скоростная крымская магистраль М2 – один из последних советских проектов, к сожалению ее не успели довести даже до Тулы. На 136-м километре от МКАД она заканчивается, и дальше идет знакомая всем узкая трасса, построенная еще в прошлом веке сразу после войны. Конечно, за это время многое изменилось. Около всех областных городов построены объездные дороги. В последние годы такие объезды получили и почти все райцентры. Сейчас нет проблем с заправочными станциями, автосервисом и дешевыми мотелями, рассчитанными, в основном, на дальнобойщиков. По сравнению с кавказской дорогой М4, «заграничная» теперь крымская трасса загружена намного меньше, обгоны не вызывают затруднений, средняя скорость движения зависит от возможностей машины и водителя. Немного тормозят только узкие объездные дороги. Как и 40 лет назад, самое плохое покрытие в Курской области. Еще совсем недавно куряне «ремонтировали» дорогу, засыпая ямы битым кирпичом. Сейчас этого уже нет, но дорога все равно требует внимания. В прошлом году, возвращаясь из Крыма на УАЗе, мы на приличной скорости налетели на ступеньку перед мостом. Даже 14-листовые рессоры русского внедорожника не спасли подвеску от удара в отбойники. Осматривая потом это место, мы нашли довольно много обломков излишне скоростных машин. Миновав изумительно красивый городок Обоянь, один из немногих, около которого еще нет объезда, вы будете приятно удивлены намного улучшившимся качеством дороги. Во многих атласах участок трассы М2, проходящий по территории Белгородской области, обозначен как автострада с разделительной полосой. Это не так, формально это самое обычное четырехполосное шоссе. Но великолепное покрытие, прекрасная светящаяся разметка, разумно установленные дорожные знаки, настолько сильно отличаются от привычных русских дорог, что с этим определением спорить не хочется.

После Белгорода встречных машин становится намного меньше, да и окружающая местность становится какой-то безлюдной. Здесь хорошо бы заправиться, бензин на Украине дороже. Впереди пограничный переход Нехотеевка-Гоптивка, расположенный в 732 км от Москвы. Это расстояние вполне можно преодолеть за день. Должен предупредить, что если вы любитель ночное езды, сэкономить время вам не удастся. В южных областях России, в том числе в Курской и Белгородской, принято в ночное время останавливать и регистрировать на постах ГАИ все проезжающие машины. Наконец впереди появляются монументальные сооружения пограничного перехода, которым могут позавидовать Брест, Торфяновка, да, пожалуй, и все другие границы нашего отечества. Одна только ширина нейтральной полосы превышает километр. Наблюдая это место в течение многих лет, мы заметили явные признаки «гонки вооружения» между российскими и украинскими таможенными службами. В ответ на любое новое здание на украинской стороне, российская отвечает еще более циклопическим сооружением, и наоборот. По-видимому, они преследуют цель внушить путешественнику, что эта граница – на века.

Настроение падает в предвкушении многочасовой очереди. Можно ли ее сократить? Можно, если приехать в ночное время примерно с 23-00 до 7-00. Тогда есть надежда, что все формальности отнимут у вас 1-2 часа, не более. Справедливости ради, надо сказать, что процедура прохождения российско-украинской границы за последние несколько лет значительно упростилась. Если раньше надо было оформлять декларацию на ввоз машины, то теперь ее просто вписывают в иммиграционную карточку владельца, что дает вам право неограниченно разъезжать по территории Украины в течение двух месяцев. Интересно, что в 2005 г. на обратной стороне карточки размещалась реклама харьковских ночных заведений, поэтому вся она производила впечатление совершенно несерьезного документа. Но лучше ее не терять, чтобы не создавать себе проблем. На обратном пути вы просто сдадите карточку в окошко, не выходя из машины, и все. Никакой регистрации на территории Украины не нужно, если вы не находились на ней более 90 суток.

Такой упрощенный порядок перехода границы существует для личных легковых машин, не везущих коммерческого груза. Если же вы едете на транспорте, который таможенники сочтут коммерческим («Газель», «Соболь», УАЗ, все микроавтобусы и многие минивэны), все намного сложнее. Вам выдадут талончик, в котором придется проставить печати многих служб, таких как таможня, экологический контроль, фито-санитарный контроль и т.п., разбросанных по нескончаемому лабиринту таможенного терминала. Кроме того, придется заполнить декларацию о ввозе машины и груза, если он есть. В этом случае готовьтесь потерять на эти формальности от 3 до 6 часов. Если вы везете какой-либо груз в упаковке, возможны проблемы с таможней. Придется доказывать, что это не коммерческий груз, а личная вещь путешественника. В прошлом году мы наблюдали мучения экипажа одной «Тойоты», имевшего неосторожность согласиться перевезти родственникам в Севастополь телевизор. Общее правило таково: товары, которые можно перевозить без таможенной пошлины, должны стоить не более 200 евро и весить не больше 50 кг. Если таможня убедится, что коммерческого груза у вас нет, пересечение границы будет для вас совершенно бесплатным. В этом российские и украинские власти, наконец, навели порядок.


Какие документы необходимы для пересечения российско-украинской границы?
  1. Личный общегражданский паспорт, либо загранпаспорт (для военнослужащих Российской армии – удостоверение личности) и свидетельство рождения для детей до 16 лет. В свидетельстве рождения должен быть вкладыш, подтверждающий российское гражданство. Уже много лет идут разговоры об обязательном введении заграничных паспортов, но из года в год это решение откладывается. В 2006 г. все еще достаточно обычного общегражданского паспорта. Никаких печатей в общегражданском паспорте теперь не ставят, для этого служит иммиграционная карточка. Если ребенок едет без родителей, или даже только с одним из них, обязательна нотариально удостоверенная доверенность от другого родителя на вывоз ребенка за границу. Без нее не пустят!
  2. Свидетельство о регистрации автомобиля. Если вы ездите по доверенности, естественно, ее необходимо предъявить. Внимание! Так называемая «Простая письменная форма» на Украине вне закона! С ней вас через границу не пустят. Действительны только нотариально заверенные доверенности.
  3. Страховой полис ОСАГО. Российский полис на территории Украины не действует, но отечественные таможенники обязательно попросят его предъявить и оштрафуют при его отсутствии. Еще несколько лет назад по Украине можно было ездить совсем без страховки, страховой полис не входил в перечень обязательных документов. С 2005 г. украинская ОСАГО обязательна! Ее вы купите на российской стороне пограничного перехода без проблем. Стоимость страховки на месяц составляет 300-400 российских рублей. Тариф зависит от рабочего объема двигателя (а не от мощности, как в России), от стажа водителя и от числа вписанных в полис лиц. Точную информацию можно найти в Интернете. Кроме того, на Украине, в отличие от России, действует европейская ОСАГО («зеленая карта»). При ее наличии украинская страховка не нужна. Кроме того, на границе вам могут предложить купить украинскую медицинскую страховку. Но вы вправе отказаться. Она не входит в перечень обязательных документов.
  4. Действующий талончик техосмотра. Сейчас на Украине, как и в России, если автомобиль прошел техосмотр в установленном порядке, проверять его техническое состояние на дороге запрещено. Поэтому всех еще встречающихся в пути «экологов» с газоанализаторами можете посылать куда подальше.
  5. На машине сзади обязательно должен быть наклеен знак государственной принадлежности RUS (только черные буквы на белом фоне, никаких цветных флажков и других надписей!). Ссылки на то, что эти буквы уже есть на номерном знаке, на украинцев не действуют. Позаботьтесь о наклейке заранее! На границе ее продадут вам раз в десять дороже.
  6. Оружие на территорию Украины провозить нельзя! Никакое. Даже пневматическое и газовое. Даже газовые баллончики и электрошокеры. Даже при наличии разрешения. Все это надлежит сдать в камеру хранения на российской стороне (примерно 10 км от границы). Будьте готовы к хитрому вопросу украинских таможенников: «Вы знаете, у нас сейчас неспокойно… Что вы имеете для самообороны?» Правильный ответ: «Я никого не боюсь. Никакого оружия с собой не имею».
  7. Вся провозимая на территорию Украины живность должна иметь ветеринарный сертификат с указанием всех необходимых прививок. Для собак необходима справка о прививке от бешенства
  8. Таможенники могут спросить: «Сколько денег и в какой валюте везете с собой?» Никаких ограничений нет, но не называйте много, сумму более 3000 долларов придется декларировать. На границе можно поменять рубли или другую валюту на гривны. Но лучше это сделать в городе, например, в Харькове. Там курс обмена намного выгоднее. Сейчас украинская гривна равна примерно 5,4 российского рубля. В целом, обменники на Украине, особенно в Крыму, встречаются чаще, чем в России. Приятно, что для обмена валюты не требуется никаких документов.

Наконец, вы миновали пограничные надолбы и весело разгоняетесь по обсаженному деревьями шоссе, ведущему в Харьков. Вы уже полноправный участник дорожного движения Украины. В целом, дороги на Украине содержатся в лучшем состоянии, чем российские. Но не расслабляйтесь! Возможно, за кустами за вами уже следит сотрудник Державной автоинспекции (ДАI). На Украине наказывается любое превышение скорости, даже если никаких запрещающих знаков нет. Ведь по правилам движения максимальная скорость на шоссе не должна превышать 90 км/ч. Вспомнили? Платите денежки!

Здесь самое время посмотреть, чем украинские ПДД отличаются от российских. В чем-то они соответствуют старым советским Правилам, действовавшим в России до 1994 г., а в чем-то ближе к европейским. Так, например, на Украине разрешен обгон справа на многополосной дороге. Правда, многие российские водители тоже до сих пор не подозревают, что в России он уже 12 лет как запрещен. Зато на Украине, как раньше в СССР, запрещен обгон в зоне действия ЛЮБОГО предупреждающего знака. Машин с «мигалками» на украинских дорогах, конечно, не в пример меньше, чем в Москве, но они имеют значительно большие права. При появлении автомобиля с красной и синей «мигалками» все попутные машины обязаны не просто пропустить его, а принять вправо и остановиться. Если же на дороге нет разделительной полосы, то остановиться должен и встречный транспорт! В 1999 г. автор на несколько дней лишился прав, не проявив на Ялтинской трассе должного уважения к кортежу премьер-министра Пустовойтенко. Заметно отличается от российского и отношение к пешеходным переходам. В наших Правилах написано: «14.1. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу». Заметьте, останавливаться необязательно! Мы в Москве и не останавливаемся. На Украине, как и в Белоруссии, да и везде в Европе не так. Ступил пешеход на «зебру» - все должны стоять! В Запорожье у ДАIшников есть несколько любимых «зебр», где они постоянно дежурят и с удовольствием штрафуют нахальных москалей. С 2003 г. на Украине изменен порядок проезда перекрестков с круговым движением. Теперь, как и во всей Европе, кроме России, приоритет имеют транспортные средства, движущиеся по кругу. Есть и небольшие отличия в знаках, например, знак «СТОП. КОНТРОЛЬ», требующий обязательной остановки у поста. Сейчас он появился в и российских Правилах.

Вспомним и об украинской ДАI, в ее истории много интересного и поучительного. В 90-х годах ездить по Украине на машине с российскими номерами было мучением. Почти каждый инспектор считал своим долгом вас остановить, проверить документы, техническое состояние машины и найти какое-либо нарушение. Если нарушение уже было причиной остановки, его задача облегчалась и настроение улучшалось. Почти на каждом посту обязательно останавливали и регистрировали. Потом украинские власти поняли, что российские туристы могут быть источником дохода не только для ДАI и, видимо, инспекторы получили строгий приказ не усердствовать. Во всяком случае, в 2000-х годах без явных нарушений не останавливали. Забавно было наблюдать на постах инспекторов, демонстративно отворачивающихся от российской машины. Наконец, весной 2005 года над головами ДАIшников разразилась гроза, от которой они не оправились до сих пор. Украинские водители буквально стонали от их мздоимства. И «оранжевый» президент Ющенко пошел навстречу народу. Дорожная милиция в одночасье была распущена! Насколько мне известно, такого эксперимента еще не проводили ни в одной стране мира. Интересны его результаты. В первые дни ДАIшники, пребывая в шоке, не выходили на улицы, а водители по инерции ездили как обычно. Но довольно скоро они поняли, что закона на дороге больше нет, и даже сигналы светофора стали воспринимать как сугубо рекомендательные. За неделю аварийность в Киеве подскочила примерно в три раза, и президенту пришлось пойти на попятную. ДАI восстановили, но все стационарные посты на дорогах были закрыты, а скрытые пикеты запрещены. Закрылась даже знаменитая «летающая тарелка» на перекрестке в Васильевке. В идеале все должно было выглядеть как в Европе: дорожная полиция будет патрулировать дорогу на машинах, оказывая помощь водителям в экстренных ситуациях. В реальности же засады в кустах сохранились.


Закрытый и заброшенный пост ДАI. Дорога в Крым.Закрытый и заброшенный пост ДАI. Дорога в Крым.

Пока мы вспоминали о ДАI, показалась развязка Харьковской кольцевой автодороги. Если вы не собираетесь останавливаться в городе, рекомендуем его объехать справа. Харьков – полностью русскоязычный миллионный город, бывшая (до войны) столица Украины, родина танка Т-34, крупнейший на Украине авиазавод, ХФТИ – второй после Курчатовского института научный центр СССР. Он и сейчас производит впечатление богатого города. На въезде вам помашут полосатой палочкой и предложат за скромные 5 гривен провести санобработку машины. Все уже давно знают, что этот пост – самодеятельность харьковских бизнесменов, и останавливаться необязательно, но он живет уже много лет, видимо окупается.
Возможно, после Харькова вам впервые придется заехать на украинскую заправку.

Топливо на Украине немного дороже, чем в России. В настоящее время прейскурант примерно таков:
А-80 – 3,6 гривен (19,4 рубля);
А-92 – 3,8 гривен (20,5 рубля);
А-95 – 4,2 гривны (22,7 рубля);
А-98 – 4,6 гривен (24,8 рубля);
Дизельное топливо – 3,65 гривны (19,7 рубля).

Качество топлива раньше было значительно хуже российского, но теперь это не так. Украинский бензин и солярка ничем не хуже наших.


Советская бетонка под Харьковом. Дорога в Крым.Советская бетонка под Харьковом. Дорога в Крым.

Под Харьковом сохранился замечательный памятник бывшему Советскому Союзу. Это примерно 100-километровый участок автострады «Крым», который успели построить до распада СССР. Дорога официально не принята в эксплуатацию и как бы не существует. Чтобы попасть на нее, надо в поселке Новая Водолага свернуть направо, не пожалеете. Не имевшая никакого ухода, 15 лет разрушавшаяся автострада все еще производит сильное впечатление. Прекрасное бетонное покрытие, далеко разнесенные полосы встречного движения, размашисто построенные в степи развязки, развалины недостроенных автобусных остановок, постов ДАI и АЗС. Действуют только две заправки: в начале и конце трассы. Кое-где стыки покрытия стали разрушаться. В этих местах установлены знаки «Неровная дорога», следите за ними.

Когда под колесами появится асфальт удивительного зеленого цвета, вы поймете, что въехали в Днепропетровскую область. Здесь в 2003 г. построена прекрасная дорога в объезд Новомосковска. Она длиннее километром на 20, но советуем ей воспользоваться, так как дорога через Новомосковск проходит практически по городскому рынку. Часть объезда – участок главной украинской автомагистрали Киев – Днепропетровск – Донецк. Не торопитесь, он обычно плотно контролируется сотрудниками ДАI. За днепровским разливом видны пригороды Днепропетровска, бывшего Екатеринослава – ракетной столицы Советского Союза, красивейшего и запретного тогда для иностранцев города.

От Новомосковска до Запорожья дорога идет на юг параллельно течению Днепра. Если вы не против отдыха или ночевки на свежем воздухе, можно свернуть направо, и через 10-15 км сельской дороги появится живописный днепровский берег. Ниже по течению находится ДнепроГЭС, и ширина главной реки Украины достигает здесь двух километров. Ниже ДнепроГЭСа начинается огромное Каховское водохранилище, тоже вполне подходящее для отдыха на воде. Влево уходят дороги на Бердянск, Кирилловку и Геническ с крайне соблазнительной рекламой отдыха на Азовском море. Но мы проявляем стойкость – перед нами Крым!

Полезная для автопутешественников информация размещена в Интернете на сайтах:

http://www.tourism.crimea.ua/ (официальный сайт Министерства туризма Республики Крым);

http://www3.tour.crimea.com/ (информация о Крыме для туристов);

http://crimea.webservis.ru/ (информация о Крыме, в том числе топографические карты и необходимые сведения о законодательстве Украины);

http://www.crimea.ru/ (информационный сервер «Крым для россиян»).