Французский батон

Французский батонФранцузский батон

Я заболел этой машиной весной 2003 года...
Это была моя первая командировка во Францию. Тулуза, начало марта. На юге Франции это время года выглядит как в Москве конец мая. Закончилась международная конференция двигателистов, до льготного воскресного рейса «Аэрофлота» остается еще один день, и я брожу по окраинам города, наблюдая чужую жизнь со стороны.

По утрам бульвары французских городов превращаются в рынки, где можно недорого купить фрукты, овощи, вкуснейший хлеб домашней выпечки. Все это крестьяне привозят на видавших виды фургончиках Renault и Peugeot, внешне весьма напоминающих нашу «буханку». Нет только полного привода, да двери кабины не распахиваются, а сдвигаются назад. Так и ездят с открытыми дверями. Хорошо им, тепло!

«А что, - думаю, - неплохо было бы приехать сюда на «буханке»! У французов таких внедорожников нет...» И почти в тот же момент я увидел в конце улицы нечто такое, что заставило резко ускорить шаг.


Французский батонФранцузский батон Французский батонФранцузский батон

Он стоял на обычной городской парковке, возвышаясь над окружающими малолитражками более, чем на метр. Размеры кузова как у «буханки», разве что повыше. На крыше такая же «нарезка», как и у нашего «батона». Полный привод, мощные балки мостов - конечно, это «military car». Узнаваемый французский дизайн 40-50 годов, плоское лобовое стекло, верхние «дворники» - по внешнему виду машине не менее 40 лет. И в то же время очевидно, что это не музейный экспонат: на окнах шторки, внутри видно шкаф, кухонный блок, в кабине - навигационная система, над бампером - скромный, но мощный кенгурятник. Налицо все приметы живущего активной жизнью внедорожного кемпера. И все это великолепие вознесено на 35-дюймовые колеса. Кузов, конечно, лифтован, хорошо видно заваренные колесные ниши. Над решеткой радиатора - знакомый ромбик Renault, но что это за модель?

Около получаса крутился я вокруг машины, сфотографировал со всех ракурсов, но водитель тогда так и не объявился. Хорошо, что современные средства коммуникации позволяют решить едва не любую загадку. Благодаря Интернету удалось не только узнать все об этой машине, но и познакомиться с ее хозяином!


Французский батон - пожарнаяФранцузский батон - пожарная

Она действительно ведет свое происхождение от фургончиков Renault 40-х годов. Закончилась война, в разоренной Европе постепенно налаживалась мирная жизнь, и в 1945 г. национализированные заводы Renault начали выпуск 1-тонного заднеприводного фургона R2060 Voltigeur. В его конструкции еще много от довоенных машин: деревометаллический кузов, выдвижные «семафорчики» указателей поворотов, отдельно стоящие «тракторные» фары, двери, навешенные на задних петлях. Машина выпускалась в тех же вариантах, что и более поздний «уазик»: грузовой фургон, микроавтобус, «санитарка», бортовой грузовичок типа нашего «головастика».

В 1950 г. на новой машине R2062 грузоподъемностью 1400 кг появился более современный цельнометаллический кузов. С 1952 г. на фургоны Renault устанавливали новый 2-литровый четырехцилиндровый двигатель Fregate мощностью 49 л.с. Эти машины - 1-тонный R2065 и 1,4-тонный R2066 имели настоящий коммерческий успех: до 1966 г. они были выпущены в 70000 экземплярах.


Французский батон - санитаркаФранцузский батон - санитарка

В 1949 г. Франция стала членом NATO, и фирма Renault получила заказ на полноприводные армейские машины: санитарный фургон и легкий грузовик. Новая модель R2067 Goelette была разработана на базе коммерческого фургона R2065. Подход конструкторов к проектированию был вполне традиционным: стандартный кузов приподняли над стандартной же рамой, усилили рессоры, установили передний ведущий мост и двухступенчатую раздаточную коробку. 12-вольтовое электрооборудование заменили на принятое в NATO 24-вольтовое. Под картером двигателя закрепили характерную «лыжу». Масса дополнительных агрегатов снизила грузоподъемность машины до 800 кг. Нестандартным решением было использовать огромные для небольшого фургончика 35-дюймовые колеса. Благодаря этому Renault Goelette получил дорожный просвет 277 мм и незаурядную проходимость. На испытаниях груженный балластом французский «головастик» уверенно преодолевал подъем 34°, снежную целину глубиной около 30 см и брод глубиной 80 см. Так что в Тулузе я видел машину в совершенно стандартном исполнении!


Французский батон - головастикФранцузский батон - головастик

Вскоре начались поставки Renault R2067 Goelette в армии Франции и ее ближайших союзников по NATO – Бельгии и Нидерландов. Машины выпускались в двух основных версиях: torpedo - легкий авиадесантный грузовик и санитарный фургон. Грузовичок имел кабину с мягким верхом и лебедку с приводом от двигателя. «Санитарка» перевозила четырех раненых на носилках. Во французской армии эти машины выделялись огромными красными крестами по бортам, сзади и на крыше.


Французский батон - жандармерияФранцузский батон - жандармерия

Кроме того, выпускались специальные автомобили для жандармерии и пожарных. Часть машин попали во французские колонии, в частности, в Индокитай. Во Вьетнаме эти характерного вида микроавтобусы встречаются до сих пор.


Французский батон - двигательФранцузский батон - двигатель

В 1957 г. Goelette получили новый 64-сильный двигатель 671-04 Etendard рабочим объемом 2141 см3 и новое обозначение R2087. Динамика машины немного улучшилась. Производство продолжалось до 1964 г. На смену Goelette начали поступать более современные полноприводные грузовички Renault-Saviem TP3. По общему мнению, проходимость их была хуже. Всего было выпущено приблизительно 1900 Goelette R2067 и R2087. Казалось бы, совсем немного, но их судьба сложилась так, что очень многие дожили до наших дней и стали, как сейчас говорят, культовыми машинами.

Французским «головастикам» не пришлось прыгать с парашютом, а «санитаркам» - перевозить раненых, обожженных ядерным пожаром. В 1990 г. закончилась «холодная война» и началась распродажа армейских машин, более 20 лет находившихся на консервации. Оказалось, что за совсем небольшую сумму можно стать владельцем одного из лучших внедорожников Европы. Эта машина, обладая проходимостью «Унимога» и стильной внешностью 40-50 годов, может, даже в стандартном исполнении, с успехом выступать в триале, послужить кемпером для дальних путешествий или просто стать «фан-каром» для любителя автоэкзотики. Сейчас во Франции и Нидерландах существуют клубы любителей Renault Goelette со своими информационными ресурсами и регулярными встречами «братьев по разуму».

Пришло время ближе познакомиться с тем самым Goelette из Тулузы и его хозяином, которого зовут Фредерик. Пока виртуально.


Французский батон - рульФранцузский батон - рульФранцузский батон - insideФранцузский батон - inside

Водительское место находится над левым передним колесом и прижато к двери, поэтому за рулем чувствуешь себя примерно так же, как в «буханке», только сидишь повыше. Такой же трехспицевый «грузовой» руль и такое же серьезное усилие на руле, гидроусилители в 50-е ставили даже не на все тяжелые грузовики. На плоском, как стол, «торпедо» - по-французски оригинальный щиток приборов: все приборы помещены внутрь большого восьмиугольного спидометра. Справа – двигатель, но он не смещен назад, как у УАЗа, а висит в переднем свесе. Это, конечно, ухудшает развесовку машины, и картер хуже защищен, поэтому и пришлось прикрывать его здоровенной «лыжей». При такой компоновке рычаги коробки передач, раздаточной коробки и ручного тормоза оказались почти за спиной, как на ГАЗ-66. Зато между креслами остался свободный проход в кузов. За спиной установлен автономный отопитель – предпусковой подогреватель, примерно такого же типа, как не военных УАЗ-452. В кузове все очень похоже на ульяновскую «санитарку», только нет правой двери (на УАЗ-450 ее тоже не было) и можно стоять не пригибаясь. Французский «батон» значительно выше.

Снизу российская и французская машина тоже поразительно похожи. Двигатель Etendard, четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка не только схожи внешне, но и практически одинаковы по устройству. У УАЗа стартер слева, а у Renault – справа. Кроме того у УАЗа коробка передач и «раздатка» сблокированы в единый агрегат, а у Renault – соединены коротким карданным валом. Вот и все различия, честное слово.

Колеса у Renault значительно большего диаметра, поэтому по геометрической проходимости он, конечно, превосходит УАЗ, зато из-за менее мощного двигателя заметно проигрывает в динамике. На поперечную устойчивость владельцы Goelette не жалуются, но думаю, что она оставляет желать лучшего: машина для своих размеров очень высокая.

На этом закончим первое знакомство с французским «батоном». Долгой жизни тебе, собрат!


Григорий Дьяконов