Французский батон
Опубликовано Grigory в Вск, 30/04/2006 - 17:04
Французский батон
Я заболел этой машиной весной 2003 года...
Это была моя первая командировка во Францию. Тулуза, начало марта. На юге Франции это время года выглядит как в Москве конец мая. Закончилась международная конференция двигателистов, до льготного воскресного рейса «Аэрофлота» остается еще один день, и я брожу по окраинам города, наблюдая чужую жизнь со стороны.
По утрам бульвары французских городов превращаются в рынки, где можно недорого купить фрукты, овощи, вкуснейший хлеб домашней выпечки. Все это крестьяне привозят на видавших виды фургончиках Renault и Peugeot, внешне весьма напоминающих нашу «буханку». Нет только полного привода, да двери кабины не распахиваются, а сдвигаются назад. Так и ездят с открытыми дверями. Хорошо им, тепло!
«А что, - думаю, - неплохо было бы приехать сюда на «буханке»! У французов таких внедорожников нет...» И почти в тот же момент я увидел в конце улицы нечто такое, что заставило резко ускорить шаг.
Французский батон Французский батон
Он стоял на обычной городской парковке, возвышаясь над окружающими малолитражками более, чем на метр. Размеры кузова как у «буханки», разве что повыше. На крыше такая же «нарезка», как и у нашего «батона». Полный привод, мощные балки мостов - конечно, это «military car». Узнаваемый французский дизайн 40-50 годов, плоское лобовое стекло, верхние «дворники» - по внешнему виду машине не менее 40 лет. И в то же время очевидно, что это не музейный экспонат: на окнах шторки, внутри видно шкаф, кухонный блок, в кабине - навигационная система, над бампером - скромный, но мощный кенгурятник. Налицо все приметы живущего активной жизнью внедорожного кемпера. И все это великолепие вознесено на 35-дюймовые колеса. Кузов, конечно, лифтован, хорошо видно заваренные колесные ниши. Над решеткой радиатора - знакомый ромбик Renault, но что это за модель?
Около получаса крутился я вокруг машины, сфотографировал со всех ракурсов, но водитель тогда так и не объявился. Хорошо, что современные средства коммуникации позволяют решить едва не любую загадку. Благодаря Интернету удалось не только узнать все об этой машине, но и познакомиться с ее хозяином!
|
Французский батон - пожарная
Она действительно ведет свое происхождение от фургончиков Renault 40-х годов. Закончилась война, в разоренной Европе постепенно налаживалась мирная жизнь, и в 1945 г. национализированные заводы Renault начали выпуск 1-тонного заднеприводного фургона R2060 Voltigeur. В его конструкции еще много от довоенных машин: деревометаллический кузов, выдвижные «семафорчики» указателей поворотов, отдельно стоящие «тракторные» фары, двери, навешенные на задних петлях. Машина выпускалась в тех же вариантах, что и более поздний «уазик»: грузовой фургон, микроавтобус, «санитарка», бортовой грузовичок типа нашего «головастика».
В 1950 г. на новой машине R2062 грузоподъемностью 1400 кг появился более современный цельнометаллический кузов. С 1952 г. на фургоны Renault устанавливали новый 2-литровый четырехцилиндровый двигатель Fregate мощностью 49 л.с. Эти машины - 1-тонный R2065 и 1,4-тонный R2066 имели настоящий коммерческий успех: до 1966 г. они были выпущены в 70000 экземплярах.
|
Французский батон - санитарка
В 1949 г. Франция стала членом NATO, и фирма Renault получила заказ на полноприводные армейские машины: санитарный фургон и легкий грузовик. Новая модель R2067 Goelette была разработана на базе коммерческого фургона R2065. Подход конструкторов к проектированию был вполне традиционным: стандартный кузов приподняли над стандартной же рамой, усилили рессоры, установили передний ведущий мост и двухступенчатую раздаточную коробку. 12-вольтовое электрооборудование заменили на принятое в NATO 24-вольтовое. Под картером двигателя закрепили характерную «лыжу». Масса дополнительных агрегатов снизила грузоподъемность машины до 800 кг. Нестандартным решением было использовать огромные для небольшого фургончика 35-дюймовые колеса. Благодаря этому Renault Goelette получил дорожный просвет 277 мм и незаурядную проходимость. На испытаниях груженный балластом французский «головастик» уверенно преодолевал подъем 34°, снежную целину глубиной около 30 см и брод глубиной 80 см. Так что в Тулузе я видел машину в совершенно стандартном исполнении!
|
Французский батон - головастик
Вскоре начались поставки Renault R2067 Goelette в армии Франции и ее ближайших союзников по NATO – Бельгии и Нидерландов. Машины выпускались в двух основных версиях: torpedo - легкий авиадесантный грузовик и санитарный фургон. Грузовичок имел кабину с мягким верхом и лебедку с приводом от двигателя. «Санитарка» перевозила четырех раненых на носилках. Во французской армии эти машины выделялись огромными красными крестами по бортам, сзади и на крыше.
|
Французский батон - жандармерия
Кроме того, выпускались специальные автомобили для жандармерии и пожарных. Часть машин попали во французские колонии, в частности, в Индокитай. Во Вьетнаме эти характерного вида микроавтобусы встречаются до сих пор.
|
Французский батон - двигатель
В 1957 г. Goelette получили новый 64-сильный двигатель 671-04 Etendard рабочим объемом 2141 см3 и новое обозначение R2087. Динамика машины немного улучшилась. Производство продолжалось до 1964 г. На смену Goelette начали поступать более современные полноприводные грузовички Renault-Saviem TP3. По общему мнению, проходимость их была хуже. Всего было выпущено приблизительно 1900 Goelette R2067 и R2087. Казалось бы, совсем немного, но их судьба сложилась так, что очень многие дожили до наших дней и стали, как сейчас говорят, культовыми машинами.
Французским «головастикам» не пришлось прыгать с парашютом, а «санитаркам» - перевозить раненых, обожженных ядерным пожаром. В 1990 г. закончилась «холодная война» и началась распродажа армейских машин, более 20 лет находившихся на консервации. Оказалось, что за совсем небольшую сумму можно стать владельцем одного из лучших внедорожников Европы. Эта машина, обладая проходимостью «Унимога» и стильной внешностью 40-50 годов, может, даже в стандартном исполнении, с успехом выступать в триале, послужить кемпером для дальних путешествий или просто стать «фан-каром» для любителя автоэкзотики. Сейчас во Франции и Нидерландах существуют клубы любителей Renault Goelette со своими информационными ресурсами и регулярными встречами «братьев по разуму».
Пришло время ближе познакомиться с тем самым Goelette из Тулузы и его хозяином, которого зовут Фредерик. Пока виртуально.
|
Французский батон - рульФранцузский батон - inside
Водительское место находится над левым передним колесом и прижато к двери, поэтому за рулем чувствуешь себя примерно так же, как в «буханке», только сидишь повыше. Такой же трехспицевый «грузовой» руль и такое же серьезное усилие на руле, гидроусилители в 50-е ставили даже не на все тяжелые грузовики. На плоском, как стол, «торпедо» - по-французски оригинальный щиток приборов: все приборы помещены внутрь большого восьмиугольного спидометра. Справа – двигатель, но он не смещен назад, как у УАЗа, а висит в переднем свесе. Это, конечно, ухудшает развесовку машины, и картер хуже защищен, поэтому и пришлось прикрывать его здоровенной «лыжей». При такой компоновке рычаги коробки передач, раздаточной коробки и ручного тормоза оказались почти за спиной, как на ГАЗ-66. Зато между креслами остался свободный проход в кузов. За спиной установлен автономный отопитель – предпусковой подогреватель, примерно такого же типа, как не военных УАЗ-452. В кузове все очень похоже на ульяновскую «санитарку», только нет правой двери (на УАЗ-450 ее тоже не было) и можно стоять не пригибаясь. Французский «батон» значительно выше.
Снизу российская и французская машина тоже поразительно похожи. Двигатель Etendard, четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка не только схожи внешне, но и практически одинаковы по устройству. У УАЗа стартер слева, а у Renault – справа. Кроме того у УАЗа коробка передач и «раздатка» сблокированы в единый агрегат, а у Renault – соединены коротким карданным валом. Вот и все различия, честное слово.
Колеса у Renault значительно большего диаметра, поэтому по геометрической проходимости он, конечно, превосходит УАЗ, зато из-за менее мощного двигателя заметно проигрывает в динамике. На поперечную устойчивость владельцы Goelette не жалуются, но думаю, что она оставляет желать лучшего: машина для своих размеров очень высокая.
На этом закончим первое знакомство с французским «батоном». Долгой жизни тебе, собрат!
|
Григорий Дьяконов
|